Эклектика или эклектизм (от греч. "отбирать, выбирать, избирать") — смешение разнородных идей, стилей и взглядов, которое основано на их искусственном соединении. Эклектика соединяет различные детали, подчеркивая их за счет друг друга.
С одной стороны, ей присущи черты архитектуры Европы XV—XVIII в.в., а с другой — в ней есть принципиально другие свойства. В данном стиле сохраняется архитектурный ордер (вид композиции в архитектуре, который состоит из вертикальных и горизонтальных частей в соответствующей стилевой обработке, в классической форме который сформировался в Древней Греции) наравне со стилем рококко и постройками в стиле барокко, но в нем он утратил свою исключительность.
Эклектика сдвигает границы между различными видами творчества. Архитектура становится ближе к скульптуре, а скульптура перенимает тектонические принципы архитектуры. На смену простого соединения изобразительного искусства и архитектуры приходит их синтез, обозначающий образ наступающей эпохи. Эклектика ярко выражает ощущения своего времени – мира развитой техники и уходящего исторического романтизма.
Данное направление можно назвать "многостильным", т.к. строения этого периода основываются на разных стилевых школах в зависимости от своего назначения (общественные здания, храмы, частные дома, фабрики) и от возможностей заказчика (существуют экономная «краснокирпичная» архитектура и богатый декор). В этом она принципиально отличается ампира, который диктовал единственный стиль для любых построек.
В своем развитии стиль проходит два этапа — 1830-1860 г.г. и 1870-1890 г.г. В России разделяется на «николаевский» и «александровский» этапы. Причиной такого разделения служит не только различие в политических режимах, но в большей мере социальная эволюция общества Европы и России в частности, приведшая к возникновению новых функций архитектуры и нового класса заказчиков.
Эклектику также считают стилем в интерьере, если она сочетает в себе не более 2-3 стилистических типов, которые умело объединены текстурой, цветом, архитектурным решением, разнородными мотивами, но в едином стилистическом подходе. Талантливые дизайнеры того времени, используя комбинации предметов различного происхождения и времени, объединяют их в цветовом и архитектурном решении.
По мнению историков, XIX век — это время, когда число построенных зданий превзошло все предшествующие периоды, взятые вместе.